И вот представим себе: автор утверждает, что по какой-то причине «все остальные могут поглощаться промышленным производством» которое «не имеет мальтузианских ограничений». И надо признаться это заявление видится нам откровенно странным. Давайте будем говорить прямо: зеленая революция в производстве продуктов сельского хозяйства обозначала ни что иное как повышение производительности труда в этой отрасли. И получается, что этот процесс автор как будто бы не распространяет на сферу промышленного производства? Между тем за только названный автором период по разным данным производительность труда в экономике в целом выросла до 4 раз. Неужто она росла в сельском хозяйстве, но не менялась в промышленности? Предположить подобное было бы просто абсурдом. На самом деле конечно было иначе – в промышленность уже на конец 20 века не нуждалась в таком количестве рабочих рук по как минимум двум очень «сходящимся» друг к другу причинам. С одной стороны, это действительно автоматизация и через это повышение производительности на человека, с другой же – назовем этот процесс, роботизацией который вообще предлагал решение через отказ от человеческого труда. Грубо говоря тенденция в производстве была ровно такой же, как и в сельском хозяйстве.
И что происходило? Создавалось огромное количество «рабочих мест» в так называемой непроизводственной сфере. По некоторым оценкам уже к концу 20 века в ряде европейских стран в одном только секторе НКО производилось до 30 % всего ВВП. Откуда, если НКО – это не заводы, не фабрики, не поля? Ответ очевиден: все это работа по созданию конченого продукта, но производимая опосредованно. На реальных заводах, фабриках и полях всего вместе находится на сегодня, наверное, не более 4 – 12 % всего трудоспособного населения. Мы убеждены что эта цифра способна еще сократиться. Будут ли создаваться теми же темпами рабочие места «ради рабочих мест»? По марксисту Анлаццу все ясно: да, будут, он заинтересован в том, чтобы идеологически обосновать необходимость наличия «рабочего класса». А то ведь марксизм получится какой-то «неправильный». Перед нами же этой проблемы нет, а потому мы можем указать на такой любопытный момент: чем больше люди в середине и конце прошлого (и возможно тенденция сохраняется) века работали – тем меньше они получали реальной зарплаты. И не кажется ли кому-то что эту тенденцию можно и необходимо поменять, в том числе при необходимости и радикальными средствами?
Подскажите.
Поддержать наш блог, imed3, вы можете в любое время переводом по актуальным динамически изменяемым реквизитам опубликованным в конце этого текста.