imed3 (imed3) wrote,
imed3
imed3

Category:

Сенатор РОС: будущее образовательной системы - удочка, а не рыба.

Учиться надо. С этим не будет спорить никто. А вот как учиться: ходить в школу или не ходить, ходить утром или в любое время, изучать стандартный набор или работать по индивидуальной программе, учиться год, пять или пятнадцать - это можно и нужно обсуждать. И принимать решения. И уж конечно нельзя сводить школьный вопрос к форме для учеников... и для учителей. Мы продолжаем знакомить своих читателей с перспективами развития различных общественных систем создаваемой Республики Объединенных Субъектов. Сегодня мы обсуждаем проблему школы. К этому вопросу мы уже неоднократно обращались, и все кто желает познакомиться с историей конструирования школы будущего могут познакомиться с материалами ЖЖ Сообщества новая школа. Наш сегодняшний собеседник - сенатор Республики Объединенных Субъектов Андрей Майборода.

Имед3: Премьер - министр РОС хотел бы видеть вас в качестве главы сенатского комитета по гуманитарному измерению. В этом смысле естественно, что будет решать Сенат, но ваше личное мнение - вас такой подход устраивает?

Ответ: Да.

- Согласны ли вы с тем, что способы обучения, получения навыков человеком, образования шире говоря, не могли существенно измениться за последние столетия?

Ответ: Согласен: за последние 500 лет человек не претерпел качественных физиологических, психологических изменений, которые могли бы сказаться на способе передачи и восприятии знаний.

Имед3: Век от века продолжительность школьного обучения растет - в 19 веке 4 класса церковно приходской школы считались почти светочем знания, сегодня вводятся системы обучения равные 12 годам, а кое где поговаривают и о 14. Не получается ли так что фактическая эффективность образовательно системы критически снижается?

Ответ: Нет. На мой взгляд это скорее социальные вопросы, под которые видоизменяется образовательная система.

Имед3: В конце 19 века образование составляло 4 года, в сороковые годы 20 века - 8 классов, к концу 20 века стало 9 и 10 и 11, а сейчас стремится к 14. Получается что где то в среднем раз в пол века эффективность обучения падала вдвое?

Ответ: Я думаю, что дело не в эффективности образовательной системы, тем более на сравнении индустриальной и эпохи постмодерна.

Имед3: Может быть человеку надо "впихнуть" больший объем знаний?

Ответ: Человек, наверное, имеет некую емкость. Она зависит от качества носителя. Вообще качество более важный фактор, чем количество. Поэтому я не уверен, что человеку нужно "впихивать" большой объем знаний.

Имед3: Путь удлинения сроков обучения в контексте вашего ответа выглядит порочным. Должны ли ввиду этого на ваш взгляд методики образования строиться на объемах знаний или на принципах их получения? Грубо говоря надо учить некие константы или, скорее, способы получить любые константы?

Ответ: Конечно образование должно быть настроено на передачу учащимся способов получения любых констант: удочка лучше рыбы.

Имед3: Если мы перейдем от методики, основанной на "рыбе", к системе, основанной на "удочке" - что изменится в системе образования? Как это повлияет на оснащенность знаниями или умениями, навыками самих обучающихся?

Ответ: Я вижу некую сегрегацию в системе образования. С двумя полюсами: массовую и специализированную системы. Массовая система может вырасти из существующих государственных систем образования. Именно на её основе произойдёт взлёт онлайн образования. Качество образования при подобной системе будет колоссально различным. В 80% низкого качества, неструктурированного, из разных сегментов. 20% хорошего, качественного продукта. Так вполне можно говорить. Ведь образование действительно формализуется до информации. А информация — это трафик. Специализированная же система вырастет из университетов и кампусов частных корпораций. Отличие подобной системы - высокое качество образования! В основном данная система будет представлена в области высшего образования. Человек не изменился, как и способы эффективно передавать знания из поколения в поколение. Новая система образования наверняка будет иметь ввиду вовлечение, дневную форму, большое количество совместной с учителем практики.

Имед3: До 20 века высшая школа проходилась за 3 года, потом, ну в частности, в СССР срок обучения вырос до 5 лет, сейчас мы фактически наблюдаем переход к шестилетней системе образования - 4 года в бакалавриате, и 2 в магистратуре. Как вы считаете, повысилась ли эффективность методики преподавания в высшей школе?

Ответ: Образование - социальный заказ. Общество заказывает специалистов, рынок, предприятия, корпорации и т.д. Образовательная система и как главный поставщик таких специалистов высшая школа обслуживают этот заказ. Происходящее с образованием в постсоветских государствах не связанно с увеличением качества образования, скорее наоборот. Растягивание времени обучения связанно с формированием социальной ниши для определенной возрастной категории. Наделенной определенными правами и права эти достаточно урезаны. Формально увеличился период детства.

Имед3: Не станем сейчас обсуждать, хорошо это или плохо. Попробуем разобраться, каким, на ваш взгляд, образом сегодня можно повышать эффективность образовательной системы в звеньях школа - ВУЗ? Как это отразится на сроках обучения?

Ответ: В первую очередь должен быть национальный проект. Он и только он может дать как мощный заказ, так и способы его реализации. Образования просто так не бывает. Точнее мы видим, что это такое на примере систем образования наших стран. Я вижу, что получать образование можно будет в любом возрасте. Учится человек будет всю жизнь. Цель системы образования - дать систему самообразования. Лишь самообразование - путь к идеальному образованию. Любой ВУЗ в своей сути должен нести, сохранять и давать подобную систему. При таком подходе важность удаленного обучения возрастает в разы. Поэтому кто-то будет проходить этот путь за 4 года, кто-то за 8, а кто-то и за 14 лет.

Имед3: Настройка срока образования, его конфигурации, времени и места под конкретного человека…

Ответ: Да. Мир полон информации, количество контента увеличивается каждую секунду. В том, чем сейчас является интернет, стали видны очертания некой ноосферы, общей базы знаний - опыт нашей цивилизации. И на самом деле в этом "облаке", "небе" скорее, уже есть ответы на все вопросы. В сети есть подтверждение каждой теории и взгляду на событие. Но в этом нужно уметь, научиться ориентироваться. Образование должно лишь дать основу, при которой человек будет в состоянии отличить истинное от фантазии, практическое от теории.

Имед3: Бывший министр по развитию гуманитарного измерения и ваш коллега господин Михайловский требует, что бы не человек ходил в школу, а школа шла к человеку. Как вы, в качестве сенатора и возможно будущего главы комитета это прокомментируете?

Ответ: Идея правильная. Это просто создано для будущего массового избирателя. Хотя именно качественного образования, образования второго типа, данный путь может быть и не добавит. Он принесет как множество положительных, так и отрицательных моментов. Но развивать этот подход однозначно необходимо. За этим будущее.

Имед3: Если будет создана описанная нами с вами образовательная система - как это изменит социальную структуру общества, какие создаст новые и уничтожит старые потребности, привычки, интересы людей? И кстати, как в эту концепцию на ваш взгляд сможет вписаться технология дополнительной реальности?

Ответ: Дополнительная реальность - тренд! В развитие этого направления постепенно вливается весь мир. Новая игрушка, новая технология, конечно повлияет на общество и социальную систему. Но для человека имеющего образование - это лишь новый инструмент для саморазвития. Проблема в том, что на знакомство с материальным миром придется выходить через всю ту же виртуализацию, поскольку обучение все плотнее прописывается именно там. И все это будет проблемой, пока кто-нибудь не придумает, как отменить тело.

Имед3: Отменить тело? Путь киборгизации?

Ответ: Поколение, которое воспитывают роботы, уже подросло, и в ближайшее время встанет вопрос уже не просто о физической силе, а обо всем взаимодействии с материальным миром в комплексе. Обучение некоторым вещам становится не просто естественным процессом, а сознательным усилием. И список этих вещей простирается в бесконечность. Я уже видел американских школьниц, которые нож в руках удержать не могут, когда надо хвост морковке отрезать, но это цветочки. Ягодки будут, когда у людей начнут возникать проблемы даже с кнопочным интерфейсом, поскольку ему требуется прямое воздействие. Причем все это уже не за горами, поскольку детей, которые без планшета на горшок не садятся, чудовищно много. Поскольку планшет стоит как грязь, не надо думать, что низкий уровень дохода защитит бедные слои населения, а высокодоходные наймут живых нянь и тоже проскочат. Планшет теперь может купить кто угодно, и он его купит, а хороших нянь на всех не хватит. Это очень соблазнительно – вручить планшет ребенку, чтобы тот не лез руками в тарелку, в розетку и в окно. Так и правда безопасней, но побочный эффект от этого больше, чем можно себе представить. Дополнительная реальность - пристанище, новый, растущий мир, но это скорее вызов, чем некое улучшение.

Имед3: И в заключении вопрос. Вы говорили о Нейронете. Как он окажет влияние на будущую образовательную систему на ваш взгляд?

Ответ: Окажет. Результаты исследований говорят о том, что это реально. "Переползание в железо" - один из "реалистичных" путей к бессмертию. Но это - другие смыслы, да и во времени они достаточно далеки. Надеюсь оно у нас есть.

Имед3: Спасибо за беседу.

новая школа РОС

Поддержать наш блог, imed3, вы можете в любое время переводом на кошелек Веб Мани. Webmoney:
В рублях R112965361105
В евро E241657074370
В долларах США Z159037753280
Tags: РОС, будущее, гуманизм, интервью, теневой парламент, тк, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments