В Калининграде за «оскорбление ветеранов» три активиста просидели в тюрьме больше года и, наконец, были освобождены в зале суда — но не оправданы
Фото слежки из материалов дела
Рано утром 11 марта 2014 года три молодых человека повесили на гараже местного отделения ФСБ флаг Германии. Михаил Фельдман, Олег Саввин и Дмитрий Фонарев в ходе судебного процесса утверждали, что таким образом они протестовали против присоединения Крыма к России, которое тогда должно было вот-вот произойти.
При этом следствие уверено, что троица совершила хулиганство по мотивам ненависти и вражды (статья 213 УК) и оскорбила ветеранов Великой Отечественной: в деле даже есть потерпевший ветеран. «Мне по-человечески жаль этого введенного в заблуждение старика», — говорил на прениях подсудимый Саввин. 92-летний Борис Глыбин, действительно, был не совсем в курсе дела. На суде выяснилось: он уверен, что его оскорбил флаг Третьего рейха.
То, что ветеранов оскорбляет флаг государства, образовавшегося в результате победы над гитлеровской Германией, запутывало многих. В том числе оперативников угрозыска, приглашенных в суд свидетелями обвинения. Группа поддержки узников рассказывает: слышали, как один из сотрудников полиции, проводивший осмотр места происшествия год назад, в коридоре уточнял у прокурора: «А флаг нацистский? Нет? Так в чем проблема?»
«Флаг ФРГ, желто-зелено-черный», — без запинки отвечал в суде свидетель Сергей Жуков, по его словам, случайно заставший акцию по дороге на работу. По собственному признанию, при виде флага он начал ругаться так, что застеснялся даже повторить свои слова суду. «Дед мой воевал, я служил, сын мой служит, а если хотите непонятные флаги вешать, вешайте в Германии, — объяснил он свою ярость. — Сегодня флаг ФРГ, завтра со свастикой, а послезавтра воевать пойдут?»
С модной темы фашизма не слезали весь процесс. В деле утверждается, что Фонарев еще и выкрикнул нацистский лозунг, выбросив вперед правую руку. «Тогда непонятно, почему мне не была назначена психиатрическая экспертиза. Я бы усомнился в адекватности человека, который вскидывает руку в нацистском приветствии при виде флага современной Германии, — ерничал Фонарев на прениях. — При этом со мной рядом находился еврей по национальности. Почему Михаила Фельдмана следствие не признало потерпевшим? Ветеранов там не было в тот момент, а Михаил был».
Троица подсудимых на нацистов не похожа. 43-летний Фельдман и 27-летний Саввин — с 2010 года активисты «Комитета общественной самозащиты». Они боролись против передачи бывших немецких костелов Калининграда в собственность РПЦ, стояли в пикетах за «узников 6 мая», за освобождение Pussy Riot и выступали в поддержку действий украинцев против Януковича. 24-летний Дмитрий Фонарев называет себя «космополитом по Канту» и, значит, национальной розни не признает.
Фонарев, самый младший из подсудимых, весь процесс настаивает, что повесил флаг по своей инициативе, даже не зная, что это здание над въездом в гараж находится в ведении ФСБ. Он, единственный из троицы, москвич, и приехал в Калининград на несколько дней. На гараже, действительно, нет никаких опознавательных знаков. Акция, конечно, планировалась заранее, только активисты собирались вывесить флаг возле здания администрации. Замысел не удался — подготовились плохо. Но уже на обратном пути Дмитрию на глаза попалось гнездо для древка на здании, и он подпрыгнул, вставив туда флаг, пока товарищи и сказать ничего не успели.
За активистами следили заранее: в деле есть снимки троицы за день до акции, фотографии вместе с другими активистами калининградского демократического движения — «Комитет общественной самозащиты». КОС, кажется, давно раздражал городских силовиков. Так что Фельдмана, принявшегося сфотографировать флаг, уже через несколько секунд уложили лицом в землю и забрали рюкзак. Олег и Дмитрий успели убежать, их задержали через несколько часов. Тогда, в марте, все трое получили многодневные административные аресты. Заново их арестовали в конце апреля — уже по уголовному делу. В отнятом рюкзаке Фельдмана следователи позже нашли 300 граммов гексогена, но защита считает это обвинение полностью надуманным. Интересно, что квартиру Фельдмана обыскивали без взрывотехника, отпечатки пальцев с пакета с пластичным веществом не снимали, а в процессе экспертизы гексоген израсходовался весь.
17 мая судья Полняков приговорил всех троих к 1 году 1 месяцу заключения – этот срок все трое уже отсидели в СИЗО и были освобождены в зале суда.