imed3 (imed3) wrote,
imed3
imed3

"Пятерка" как критерий одаренности

Оригинал взят у atsinis в "Пятерка" как критерий одаренности

Свежая инициатива от Минобра:

Искать вундеркиндов в школах по новым правилам собираются чиновники ведомства. Чтобы считаться одаренными, умники и умницы должны будут соответствовать определенным критериям. Согласно документу, одаренными будут признавать только тех, у кого в четвертях и в году нет ни одной "четверки".

Как сообщает "МК", проект этих критериев уже подготовлен в Минобрнауки. Кроме того, "одаренность", по мнению чиновников, - это победы или призовые места на заключительных этапах олимпиад, поощрения за спортивные, общественные или творческие достижения, а также наличие научных публикаций или патент на изобретение или ноу-хау.


На мой взгляд, абсурдна уже сама идея составить подобные критерии.

Во-первых, для чего они нужны? Для того, чтобы учить только одаренных и только для них строить школы? Разделить детей на "анчоусов" и "дельфинов"? (кощунственная метафора, я понимаю, но разве речь не об этом?) То есть всеобщее качественное образование уже не нужно? Да, всегда были профильные школы, школы, в которых действительно дети были "умнее", "одареннее" среднестатистического школьника, они и сейчас есть. И находят учеников без всяких минобровских критериев и вполне успешно их обучают. И это непростая работа - работать с одаренными детьми. А Минобр с такими школами (которые, как правило, не большие по размерам и количеству учеников) последние несколько лет активно борется, сокращая педагогов-совместителей, "укрупняя" такие школы и сливая с другими учебными учреждениями.

Во-вторых, как их предлагают составлять? Олимпиадники, творческие ребята - как правило, действительно одареннее других (хотя, на мой взгляд, бесталанных людей в принципе нет). Но спортсмены? Именно одаренные, а не физически развитые? Или отличники? Хорошая учеба зачастую вовсе не связана с одаренностью - тут можно массу примеров найти. Думаю, что уважаемым читателям такие примеры известны (Пушкин, Эйнштейн, Маяковский, Бальзак и так далее).

Интересен комментарий по данному вопросу Виктории Юркевич, профессора МГППУ, заведующий лабораторией образовательных стратегий развития одаренности:

- Критерии жесткие, одаренность по ним выявляется не психологическими методами. Но логика здесь правильная, они выявят не просто потенциально одаренного, а того, кто своим упорством добился определенных достижений. Такие трудяги — это всего один-два процента от всех одаренных детей. Что здесь важно — так это учитывать все обстоятельства, оценивая каждого ребенка. Бывает ведь, что талантливый ученик не смог поехать на всероссийскую олимпиаду или соревнование просто потому, что на дорогу нет денег. А в итоге он не получил приза и не подошел под критерии одаренности.


А я считаю, что критерии, раз уж так хочется их составить, в данном случае должны быть не максимально жесткими, а максимально гибкими - ведь вопрос об "одаренности" это очень тонкий вопрос. И уж конечно, нельзя выкидывать психологическую составляющую и сводить ученика к набору численных параметров - сколько пятерок, сколько первых мест на олимпиадах. Причем сама эксперт говорит, что надо учитывать множество обстоятельств при раздаче "оценок одаренности" - пока в инициативе Минобра ничего такого нет.

На Физтехе и некоторых других сильных ВУЗах, например, исторически сложилось, что отличные оценки, медаль  или первые места на олимпиадах - не являются необходимыми и достаточными условиями даже для поступления, не говоря уже об успешной учебе. Существовала и существует такая вещь, как собеседование с абитуриентом. Я знаю много случаев, когда по результатам собеседования комиссия из преподавателей принимала решение взять "талантливого двоечника": абитуриента с не слишком высокими баллами, но продемонстрировавшего быстрый ум, сообразительность, смекалку, интерес к науке, другие таланты. И потом такой "талантливый двоечник" учился и становился специалистом высокого класса, с обширными знаниями, да ещё и с сохраненной природной смекалкой, нестандартным мышлением, за которое его и взяли. К сожалению, сейчас собеседование при приеме - это скорее формальность.

А инициатива Минобра по разработке "критериев одаренности" лично мне кажется абсурдной и вредной. Опять мы видим численный, чиновничий, а не педагогический подход к такой сложной и тонкой системе, как образование и обучение.




Tags: дневник, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments